озероБайкал.инфо

информационный сайт о Байкале

Байкал: Общая информация о Байкале; Байкал в вопросах и ответах; Маршруты; Отчеты и рассказы туристов; Турбазы; Карты; Полезная информация...

Фотографии Байкала: Западный берег Байкала (Север, Центр, Юг); Восточный берег Байкала (Север)

Публикации: Геология; Законодательство; Животный мир; История; Кругобайкальская железная дорога; Легенды и придания; Общая информация; Охраняемые территории; Растительный мир...

Каталог сайтов; Форум...

» » » » Путевые заметки об одиночном путешествии вокруг острова Ольхон

Путевые заметки об одиночном путешествии вокруг острова Ольхон

Категории статьи: Байкал глазами путешественника / Маршруты

2 августа.

С утра занялся привычным делом - постройкой катамарана. Учитывая, что материал для рамы привез с собой, дело шло быстро. Всю работу закончил за четыре часа и был готов отправиться в путь. Но неожиданно надолго зарядил дождь, который не прекращался до самого вечера. Пришлось вторую половину дня провести в палатке, убивая время за слушанием радиоприёмника.

3 августа. Первые приключения.

Утро солнечное, ветреное. Только вышел из залива Загли, как меня подхватил сильный северо-восточный ветер. Ветер пока попутный, и катамаран, который я ласково назвал малышом, быстро понесло по проливу Ольхонские Ворота. За бухтой Перевозной, с причалом для швартовки парома, последовал участок мрачных обрывистых скал, завершившийся мысом Умуш-Тэмэ. За мысом открылась глубокая бухта, на берегу которой виднелись палатки автотуристов. Она расположена между скальными громадами мысов Умуш-Тэмэ и Уйшуй. За мысом Умуш-Тэмэ береговая линия Ольхона круто поворачивает на северо-восток, и ветер из попутного тотчас стал встречным. Прорвавшись через низкое плато бухты, он внезапно яростно ударил навстречу и стал уносить катамаран в открытый Байкал.

Я сильно грёб, стараясь пересечь бухту и прикрыться от ветра высокими скалами мыса Уйшуй. Но не тут-то было - приблизиться к берегу никак не удавалось, и вначале ожесточённая борьба с ветром складывалась не в мою пользу. Ветер даже на коротком отрезке бухты развёл большое волнение. Чёрные волны с белыми гребешками непрерывно били в нос и бок малыша, помогая ветру уносить его от берега. Вскоре ветер ешё более усилился и стал носить шквальный характер. Катамаран или стоял на месте, или медленно уносился в море. Ситуация всё более приобретала угрожающий характер. Мой малыш не приспособлен для долгой борьбы с разыгравшимся штормом в открытом Байкале. Мне даже стало страшно. Но страх для меня в данной ситуации полезен - не позволяет расслабиться, даёт прожить дольше. Воспользовавшись дополнительным поступлением адреналина и других полезных гормонов, я грёб с удвоенной энергией, стараясь при малейшей возможности пробиться к берегу. Прошёл целый час! Всё тяжелее и тяжелее давались мощные гребки. Но я не сдавался и, как заведённый, работал и работал веслом. Вдруг удача - сжалившись на короткий период, ветер стал стихать, и я тотчас воспользовался его слабостью. Из последних сил отчаянный бросок, и я подошёл вплотную к отвесным скалам мыса. Здесь меня ждала, в прямом смысле слова, сказочная тишина. Бросив весло, жадно закурил, наслаждаясь отдыхом. Я пустой, совершенно пустой, как выжатый лимон. Придя в себя от пережитого стресса, я всё-таки нашёл в себе обогнуть южный форпост Ольхона мыс Уйшуй и оказался на восточной стороне острова. Здесь меня ждали голые обрывистые скалы и осыпи с редкими галечными террасами. На крутом склоне нашлась маленькая полянка, где можно поставить палатку.
Вечером небо на юге Байкала заволокло чёрными тучами, которые быстро приближались к острову. Изломанные зигзаги молний яркими вспышками бороздили сгустившийся мрак. Их холодный белый свет на мгновение озарял на горизонте гористые берега и тёмную гладь моря. Когда наступила ночь, мошный грозовой фронт достиг Ольхона. Поёживаясь от усиливающегося прохладного ветра, я смотрел и смотрел на это чудо природы - приближение ночной грозы. Всё ближе и ярче молнии, всё громче и громче трескучие раскаты грома. Поражает частота вспышек молний - через каждые 4-5 секунд! С неба уже непрерывно, удар за ударом, гремит гром. Такие мощные красивые грозы я встречал только на Байкале. Предгрозовой шквал разволновал море - и всё сильней и сильней грохот прибоя. Я не первый раз наблюдаю грозу на Байкале, но сейчас я один, совсем один на ночном берегу. В душе восторг от красоты надвигающейся стихии и приятное возбуждение. В то же время мне тревожно. Вдруг молния поразит меня?!

Неподвижно застыв на берегу скрытого в темноте бушуюшего моря, долго-долго зачарованно стою. Упругий прохладный ветер треплет и, раздувает одежду, от прибоя долетают холодные брызги. Я замер, все чувства крайне обострены, и не хочется даже двигаться с места. Раскаты грома уже над самой головой, отражаясь от высоких склонов, они звучат громко.

Пошёл дождь, который вначале только накрапывал, но потом быстро усилился. Подхваченные сильным ветром капли стали хлестать по лицу. Пора уходить. В палатке тепло и сухо. Приятно засыпать, завернувшись в спальник, под монотонный шум дождя, под постепенно удаляющиеся громовые раскаты.

4 августа.

Утро тихое, туманное. Мошная пелена белого тумана опустилась на Байкал. Плотность его так велика, что в ста метрах уже ничего не видно.
Сегодня продвигаюсь вперёд вплотную к берегу, так как боюсь потерять его из виду. Даже вблизи скальные обрывы смотрятся неотчётливо, размыто, а верхняя часть гористого берега исчезла в белесой мгле.

Вдруг послышался шум мотора, где-то рядом идёт большое судно. Забоявшись, я повернул к берегу - ещё раздавит мою скорлупку и не заметит. Из тумана вынырнул большой катер, который двигался на самой маленькой скорости. Увидев меня, капитан заглушил мотор и прокричал в рупор, чтоб я подошёл ближе. На борту катера столпились рыбаки, которые стали отпускать шуточки в мой адрес с непременными пожеланиями не утонуть. Больше всех меня удивил капитан, который, используя в основном ненормативную лексику, стал расспрашивать, далеко ли до пролива Ольхонские Ворота. Как я понял, он в тумане потерял все ориентиры и не знал, где находится. Пришлось разъяснить капитану, что до пролива пять километров.

Новая встреча состоялась через час. Вначале, послышались женские голоса и смех, потом из тумана показались две байдарки. Остановились, поделились впечатлениями, обменялись мнениями. Четыре девушки из Иркутска путешествуют на двух байдарках вокруг Ольхона. Похожее на мой катамаран судно они в здешних водах не видели. Туристы вокруг острова обычно ходят на байдарках, на парусных катамаранах, на яхтах. Мой одноместный катамаран - экзотика. За 10 лет путешествий по Байкалу я так и не повстречал двойника. Конечно, мой малыш уступает по скорости байдарке, зато он устойчив, надёжен, комфортен для плавания. На нём не страшно, если даже разыграется внезапно сильный шторм. По своим мореходным качествам он практически не может перевернуться и затонуть. Аля него единственная угроза - внезапный разрыв надувного элемента. Девушки рассказали, что вскоре по берегам появится лес, и с топливом для костра проблем не будет. Расстались вполне дружелюбно.

Стало жарко припекать солнце. Туман постепенно рассеялся. Поработав три часа, я почувствовал, как сильно устал и что пора на покой. Остановился в одной из жемчужин восточного берега Ольхона - бухте Халзаны. Бухта оторочена узкой полоской песчаного пляжа. По краям её, на выходе в Байкал, мощные обрывистые скалы. В южной части бухты на склоне горы между двумя гребневидными выходами скал растут низкорослые сосны. Я так соскучился по лесу, что совершил к нему экскурсию. На голом скалистом склоне ярко желтели, источая запах хвои, приземистые корявые сосны.

Высота деревьев едва достигает 10-15 метров, зато стволы и корни довольно толстые, крепко держатся за каменистую почву. С высоты бухточка Халзаны смотрится просто очаровательно - иссиня-голубая вода в полукруге белого песчаного пляжа и выступающих в Байкал серо-коричневых утёсов. Из достопримечательностей бухточки - на южном склоне природа воздвигла живописную высокую скалу, напоминающую человеческую голову с длинным носом.

Вернувшись, я решил искупаться. Дно в бухточке ровное, плотное, песчаное - идеально подходит для купания. Вода холодная, но я рискнул поплавать. Зато как приятно потом полежать на горячем, изумительно чистом песке.
Вечером в бухту пожаловали рыбаки на моторных лодках. Сети они поставили напротив в открытом Байкале. Рыбаки дали мне на уху два омуля и пригласили вместе поужинать. Мужчины все местные, живут в Хужире и Сахюрте. На рыбалку сюда приезжают часто. За рыбаикими байками с домашней едой и самогонкой засиделись до темноты. Неожиданно поднялся ветер. Над Байкалом, как и вчера, стали громоздиться чёрные тучи с всполохами молний. Мужики стали гадать - будет дождь или не будет. Большинство решило - не будет. Послушавшись, я не накрыл палатку плёнкой. В 3 часа ночи полило как из ведра, и мне пришлось вставать и накрываться в кромешной тьме. Будем считать, что мне повезло - три дня на самом сухом месте на Байкале и три дня дожди.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Добавление комментария

Ваше имя:

Ваш E-Mail (видит только администратор):

Код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив