озероБайкал.инфо

информационный сайт о Байкале

Байкал: Общая информация о Байкале; Байкал в вопросах и ответах; Маршруты; Отчеты и рассказы туристов; Турбазы; Карты; Полезная информация...

Фотографии Байкала: Западный берег Байкала (Север, Центр, Юг); Восточный берег Байкала (Север)

Публикации: Геология; Законодательство; Животный мир; История; Кругобайкальская железная дорога; Легенды и придания; Общая информация; Охраняемые территории; Растительный мир...

Каталог сайтов; Форум...

» » » » Документальная повесть об одиночном путешествии по Байкалу по маршруту «турбаза «Маломорская» -Большое Голоустное»

Категории статьи: Байкал глазами путешественника / Маршруты

30 июля. 3-й день на Байкале.

Утро тихое, тёплое, солнечное. На море полный штиль. Мыс Крест -массивный обрывистый скальный вынос. Озарённый лучами восходящего солнца, он расцвёл разноцветными красками. На его отвесных гладких плитах особенно выделялись красные пятна железняка. За мысом мой путь на юго-запад вдоль любимой Тажеранской степи. В связи с тем, что Приморский хребет здесь далеко отходит от Байкала, местные горы больше напоминают огромные покатые холмы, которые волнообразно тянутся вдоль озера. Берега здесь круты и обрывисты, с многочисленными скальными обнажениями, но встречаются и пологие участки с галечно-песчаными пляжами в уютных бухточках. Характерная особенность Тажеранской степи - небольшая высота окрестных гор и их абсолютно голый характер из-за полного отсутствия лесной растительности. Только жёлто-зелёный бархат травы и луговых цветов мягко покрывает свободные от голых скал участки гор. Между этих гор, которые не имеют большой крутизны, по распадкам можно проехать на машине к самой воде. Именно такая возможность и привлекает автотуристов на этот участок Байкала.

Грести сегодня по гладкой воде одно удовольствие, и катамаран быстро продвигался вперёд. Через два часа я подошёл к бухте, где в 1990 году мы с Середой останавливались на днёвку. Здесь, поднявшись на господствующую гору, мы любовались прекрасным видом на остров Ольхон, Малое море, пролив Ольхонские Ворота. С тех пор прошло 1 5 лет, но я прекрасно помнил тот чудесный день, и поэтому с ностальгическим трепетом пристал к берегу.
Однако как изменились времена! Тогда мы были здесь одни или почти одни, а сегодня на берегу целый лагерь отдыхающих. Здесь много палаток, машин, самодельная баня, крытая столовая, туалет. Отдыхающие привезли с собой две большие надувные лодки с подвесными моторами. Времена, когда брали с собой для рыбалки только маленькие надувные лодки с вёслами, ушли в безвозвратное прошлое. Моё прибытие в бухту не осталось без внимания, и вскоре у судёнышка собралась любопытствующая толпа. Я их понимаю: таких, как они - великое множество, а таких как я - великое меньшинство. Они пригласили пообедать, и я в охотку съел две большие тарелки борща с тушёнкой и выпил два стаканчика сухого вина.

Потом отдыхающие стали уговаривать меня остаться на ночёвку, завлекали банькой, которая уже дымилась. Быстро сообразив, чем закончится сегодняшний вечер, если уже с утра большинство мужчин и женщин навеселе, я отказался. Мне от такого общения только вред для здоровья.
После сытного обеда снова в путь. Но гребля из-за жары и палящего солнца, бьющего прямо в глаза, уже не радовала. Остановился на ночёвку на диком каменистом берегу и сразу пошёл купаться. Я полагал, что в самом Байкале вода будет намного холоднее, чем в проливе Ольхонские Ворота, но ошибся! Температура воды примерно 18-20 градусов! За все годы путешествий по Байкалу ешё не было такой тёплой воды! Наступил вечер. Солнце, будь оно неладно, зашло за горы, и сразу жить стало лучше и веселей. Поймав на кораблик пять хариусов, я сотворил уху, которая с 50 граммами спирта была просто великолепна. Палатку, как и вчера, не ставил, спал под открытым небом.

31 июля. 4-й день на Байкале.

Встал сегодня очень рано, на часах 6 часов 30 минут. Выспался. Всё дело в том, что ложусь спать, как только наступают сумерки, примерно в 10 часов вечера. Утро тихое. Припекает солнце. Пока собирался в дорогу, даже вспотел. Пришлось идти купаться, и это в 8 часов утра! Подумать только, в прошлом и позапрошлом годах не то что купаться, умываться без содрогания было нельзя, настолько холодна была вода.

Сегодня направляюсь к далёкому мысу Орсо. Двигаюсь напрямик, на самую макушку мыса, на добрый километр удаляясь от берега. У подножия мыса очередной лагерь автотуристов. На воде рыбаки проверяют сети. Не поленившись, я пристал к ним и после необязательного разговора выпросил двух больших омулей. Конечно, дали бы и больше, мне никто не откажет, но мне много не надо. На вечернюю уху хватит, а завтра наступит завтра. Я гурман, предпочитаю только самую свежую рыбу. Пристав к мысу, я тщательно почистил и промыл рыбу, чтобы ни капли крови в ней не осталось.

Мыс Орсо произвёл впечатление своей огромностью и величавостью. Его отвесные скальные стенки имели в основном светло-жёлтые тона. На мысе обитает огромная колония чаек. Когда я потревожил их, они с громким криком тучей поднялись в небо. Некоторые рассерженные чайки не отстают и начинают описывать над катамараном круги. Пронзительно хрипло крича, они резко снижались над самой головой. Взрослая чайка - большая птица, клюв у неё не маленький, если долбанёт по макушке - мало не покажется. Такое поведение птиц начинает действовать на нервы, и вот уже я сам при их приближении начинаю махать веслом и отнюдь не ласково выражаться.

За мысом Орсо пошла череда красивых скальных берегов. За мысом Улан-Нур я пристал к берегу. Пережидая самое жаркое время дня, купался, загорал. Вдруг рядом со мной пристал большой катер. Мужчины, сидяшие под зонтиком на палубе, один за другим стали прыгать с борта в воду. Покупавшись в Байкале, они выбрались на берег и стали задавать мне вопросы.

Мужчины в возрасте 45-55 лет, все из начальников. Находились на севере Иркутской области в длительной командировке. За хорошую работу их генеральный организовал им бесплатный круиз по Байкалу - из Малого моря до Листвянки. С места работы на Байкал их доставили на вертолёте «Ми-8». Мои новые знакомые пригласили меня на катер пообедать, где две официантки уже накрывали столы, намекали на хороший коньяк. Как ни заманчиво было пообщаться с такой редкой разновидностью отдыхающих, я категорически отказался. Когда температура воздуха около 30, а на солнце все 35-40, когда невозможно найти тень и единственное спасение - купание в Байкале, самое лучшее спиртное будет вредно для моего здоровья.

Неожиданно подул лёгкий попутный ветерок, и я, обрадовавшись прохладе, поспешил в путь. Но рано радовался, ветерок стих через 15 минут, и опять жара. Чтоб как-то укрыться от солнца, я шёл почти вплотную к берегу, норовя попасть в тень от высоких скал. Места пошли очень живописные - скальные берега сменялись маленькими уютными бухточками. Почти в каждой бухте многолюдье отдыхающих. Просто удивительно, как много народу стало отдыхать на Байкале. В 1990 году, когда мы под парусом проходили Тажеранскую степь, встречи с отдыхающими были крайне редки.
Сегодня я в жару прошёл большое расстояние и очень устал. Но неожиданно возникла проблема с топливом. Безлесная пустыня вокруг мало что могла дать, а на редкий плавник и без меня много охотников. Последний час на воде запомнился тем, что, пристав в бухточку, я собирал в мешок всё, что может гореть, потом двигался за топливом в следующую бухточку. Наконец увидел на берегу большую доску и искренно обрадовался -теперь жить можно, будет и уха, и кашка, и горячий чай. На ужин сварил омулевую уху и поставил её в тенёк настояться, а сам ждал захода солнца. Жарко, тихо, ни дуновения ветерка. На противоположной стороне Байкала громоздились тучи, доносились отдаленные раскаты грома. Чтоб перебраться через Байкал, нужен очень сильный ветер, но ничто не предвещало перемены в погоде. Я и сегодня не ставил палатку, улёгся на надувной матрас и стал с нетерпением ожидать прихода ночи.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Добавление комментария

Ваше имя:

Ваш E-Mail (видит только администратор):

Код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив